Как IT меняет образ современной тюрьмы?

В высокоразвитых странах ЕС и США уже давно и активно внедряют IT-технологии. Однако большая часть государств мира пока работают, что называется, «по старинке». Вот только игнорировать всеобщий тренд на диджитализацию уже не получается. И постепенно тюремные системы отдельных стран пытаются двигаться в ногу со временем. В качестве примера такой цифровой трансформации может выступать исправительная система России.

Как IT проникает в работу пенитенциарных служб

Понимая, что не использовать IT-технологии, значит, ухудшать систему работы, служба ФСИН в 2021 начала масштабный проект по цифровой трансформации. В течение ближайших двух лет планируется:

  • ввод электронного документооборота;
  • использование цифровых профилей заключенных;
  • внедрение камер видеонаблюдения, умеющих распознавать лица;
  • применение техники, которая глушит мобильную связь.

Кроме того, в рамках диджитализации генеральная прокуратура затребовала онлайн-доступ в формате 24/7 к видеокамерам, которые уже содержат тюрьмы в России.

Проблемы с внедрением IT-технологий

Использование новых образцов техники и IT-технологий в российской ФСИН происходит с рядом скандалов и хищений. А основной проблемой, которая приводит к такой ситуации, выступает невероятных размеров коррупция. Начиная с 2010 года, в СМИ часто появляются новости о том, что ФСИН то закупила для ИК 2 Энгельс нерабочее оборудование, то приобрела демо-версии софта вместо лицензионного варианта, то потратила средства на приобретение техники, которая не отвечает нужным требованиям.

ИК 2 Энгельс
СИЗО

Вот несколько примеров:

  1. В 2012 один из руководителей ФСИН присел на 8 лет в ИК 7 Ангарск за хищение средств на миллиарды рублей при закупке электронных браслетов для лиц, находящихся под домашним арестом.
  2. В 2017 сотрудники ГЦИТОиС ФСИН стали фигурантами по уголовному делу за кражу средств при покупке ПК для колоний.
  3. В 2018 работники того же ведомства обвинялись в хищении средств во время закупки маршрутизаторов и раций.
  4. В 2020 история повторилось. Но средства уже воровали при внедрении средств для контроля биометрических данных.

По данным Счетной палаты РФ, из 9 млрд выделенных на цифровую трансформацию средств только 3% были использованы по делу. Остальные банально разворовали.

Контроль информации

Стоит отметить, что внедрение IT-технологий, хоть и призвано улучшить работу исправительных учреждений, но имеет серьезные проблемы с реализацией подобных задумок. В частности, стоит вспомнить о скандале, который разгорелся с подачи заключенного Савельева. Он вынес из ведомственной сети архив с видеоматериалами о пытках заключенных. Снимались пытки на видеорегистраторы, причем все они разные – единого типа устройств нет, хотя он должен быть. Причина: большая часть закупленных по госконтрактам видеорегистраторов не работает. Но начальники ИК и СИЗО заявить об этом не могут, поскольку в результате всплывают различные коррупционные схемы. А освещать их никто не хочет. Так что охранники просто вымогают деньги с зеков, и на них закупают работающее оборудование взамен неисправного.

Когда видеоматериалы Савельева всплыли, то и за содействие пыткам, и за хищения при закупке оборудования были обвинены почти все руководители ФСИН. И тогда руководство пенитенциарной службы сменилось полностью. Однако решило ли это проблему? Эксперты считают, что нет. И они высказывают уверенность, что тюремные власти будут любой ценой скрывать внутреннюю информацию. Поэтому в РФ пока невозможно сделать IT-технологии эффективным средством защиты от произвола охранников и членов тюремной администрации.